История протоссов
Предыстория
Протоссы позиционируются как древняя и мудрая раса с богатой историей, которая поддерживает мир и порядок в Галактике. Название «протоссы» произошло от слова «перворожденные», так как это была первая разумная раса в этой галактике. Протоссов в том виде, в котором они появляются в игре, создали загадочная древняя раса Ксел'Нага (англ. Xel'Naga) на планете Аиур (англ. Aiur), поставив во главу угла совершенство личности. Много тысячелетий протоссы жили в мире друг с другом и своими создателями, достигнув невиданных высот в технологии и использовании пси-способностей. Позже начался раздор между самими протоссами и Ксел’Нага. Разочаровавшись в своих творениях, Ксел’Нага начали подготовку к отлёту с Аиура. Протоссы заподозрили неладное и коварно напали на них. Ксел’Нага сумели отбиться от ослеплённых яростью протоссов и, окончательно в них разочарованные, покинули планету.[1]
[править] Эпоха Раздора и Кхала
За этим событием последовало множество лет непрекращающихся войн, период, вошедший в историю протоссов как Эпоха Раздора (Age of Strife). В конце Э. Р. ученый Кхас (англ. Khas) (настоящее имя - Савассан; «Кхас» в переводе с протосского означает «приносящий порядок»), исследовав свойства кристаллов Хайдарин (англ. Khaydarin), обнаружил возможность связать всех особей расы протоссов единой телепатической связью (даром Ксел’Нага, утраченным еще до начала Э. Р.), что позволило бы объединить расу и положить конец войнам. Кхас сформулировал принципы, по которым должно существовать общество протоссов, получившие название Халы (англ. Khala, «Путь Восхождения»). Согласно Хале, каждый протосс обязан избрать свой путь — судьи, храмовника или кхалая и совершенствоваться в нём всю жизнь. Именно эта система определяет кастовую структуру общества протоссов.
Тёмные храмовники
На заре становления Халы группы протоссов из воинственных племен, не желавших принимать новый уклад и боявшихся потерять свою индивидуальность, присоединившись к общей телепатической связи расы, пытались сопротивляться соратникам Кхаса, потерпели поражение и скрылись в удаленных и труднодоступных районах Аиура. Эти беглецы получили название «племен отщепенцев» (англ. Rogue Tribes). Конклав, опасаясь, что влияние этих племен может повредить идеологии Халы и, в конце концов, привести к новой Эпохе Раздора, направил на поиски отряд храмовников под предводительством храмовника Адуна. Тот сумел отыскать беглецов, но не уничтожил их, а стал проповедовать Халу, для начала поделившись секретами касты храмовников, позволявшими управлять пси-энергией. Конклаву он рапортовал об успешном исполнении приказа. Но долго скрывать существование неподконтрольных племен, так и не принявших Халу, не удалось. Их безответственные эксперименты с псионическими силами вызвали ураганы колоссальной разрушительной мощи. Конклав вмешался, и по его приказу всех отщепенцев погрузили на оставшийся от Ксел’Нага космический корабль и отправили за пределы планеты и контролируемого протоссами космического пространства. Изгнанники, назвав себя Тёмными храмовниками, в знак своей непричастности к оставленным на Аиуре сородичам, демонстративно отсекли нервные отростки, позволяющие присоединяться к общей связи. Несколько веков Тёмные кочевали по космосу, пока не наткнулись на планету с древним храмом Ксел’Нага, где и осели, принявшись за изучение бесценной реликвии. Планета была названа Шакурас.[1]
Великая война
Руководствуясь принципами Кхаса, протоссы сумели построить огромную Империю Аиура. После нескольких катастроф, произошедших в ходе контактов с другими расами и закончившихся их полным уничтожением, протоссы приняли концепцию Ди-Ул. Они решили не вмешиваться в дела младших рас, лишь наблюдая за происходящим.
Когда первые разведчики Сверхразума попали в их руки, протоссы сразу обнаружили, что зергов сконструировали Ксел'Нага. Их целью было заражение терранов и присоединение их к Рою. Стремясь защитить империю от нового врага, Конклав решил послать в терранский сектор экспедиционный флот под командованием Вершителя Тассадара, который должен был уничтожить заражённые зергами терранские планеты со всем населением. Но Тассадар, сначала беспрекословно исполнявший приказы Конклава, начал сомневаться в необходимости уничтожать незаражённых зергами терранов. Когда он был объявлен предателем, Тассадар установил контакт с тёмными храмовниками и их прелатом Зератулом. Он научился использовать энергию не только высших, но и тёмных храмовников. Так как Сверхразум и его мыслители, командующие отдельными стаями, могли быть уничтожены только тёмными храмовниками, он объединился с ними и напал на главную базу зергов в секторе, планету Чар. Там его силы встретились с Рейдерами Рейнора и заключили с ними союз. Но несмотря на это, их силы были разгромлены заражённой Сарой Керриган, а сами они были окружены зергами.
В это же время, Сверхразум начал атаку на Аиур и достиг в этом больших успехов. Новый Вершитель, назначенный Конклавом, сумел отбросить противника. Конклав, уверившийся в том, что протоссы выигрывают войну, отправил его на Чар, чтобы арестовать «предателя» Тассадара. Вершитель перешёл на сторону «мятежника», освободил тёмных храмовников и вернулся на Аиур. После нескольких столкновений между лояльными Конклаву и Тассадару войсками, протоссы всё-таки сумели объединиться и нанести удар по Сверхразуму: Тассадар, сконцентрировавший тёмные и светлые энергии, сумел уничтожить его, пожертвовав своей жизнью.
Война зергов
В ходе войны протоссы оставили разорённый зергами Аиур и эвакуировались на родину тёмных храмовников, Шакурас. Так как зерги из выводков Мыслителей-ренегатов последовали за ними, они объединились с Сарой Керриган и её выводками для борьбы с общим врагом. Пока протоссы и Керриган готовились к активации храма Ксел´Нага, крадя кристаллы Урадж и Хайдарин на Браксисе и Чаре, судья Алдарис поднял мятеж на Шакурасе среди протоссов-кхалаев. Мятеж был подавлен вернувшимися из экспедиции войсками, но Алдарис, собиравшийся поведать победителям причину восстания, был убит внезапно появившейся Керриган. Союз между ней и протоссами был разорван, и она сбежала с Шакураса. Несмотря на то, что уничтожение зергов на Шакурасе было чрезвычайно выгодно для Керриган, протоссы не имели другого выхода и активировали храм, очистив планету от зергов.
Позднее протоссы объединились с Керриган, Доминионом терранов и Рейдерами Рейнора для борьбы с флотом ОЗД, прибывшим в сектор. После того, как земляне были разгромлены, она сразу же напала на вчерашних союзников, разгромив протоссов и терранов и убив их командующих, Феникса и Эдмунда Дюка. Нуждаясь в помощи тёмных храмовников в борьбе с последним значимым конкурентом в секторе — новым Сверхразумом — Керриган похитила их матриарха. Шантажируемые протоссы помогли ей уничтожить Сверхразум, но матриарх, попавшая под контроль Керриган ещё в самом начале войны, всё равно погибла, убитая своим заместителем Зератулом. Пытаясь остановить Керриган, протоссы пошли на союз с Доминионом и остатками флота Земли, но были разгромлены в решающей битве над Чаром.
Затишье
Всё время после войны протоссы готовились к новым боям с зергами и терранами. Они вновь стали использовать технику времён Эпохи Раздора, прежде запрещённую, а также создали новые образцы, построенные с учётом последних войн. Кроме того, в преддверии нового конфликта многие протоссы начали выступать за возвращение на Аиур.
Описание протоссов
Физиология
Рост взрослого протосса колеблется между 2 и 3 метрами. Кожа гладкая — с возрастом трескается и становится более грубой. По другой версии, протоссы имеют чешуйчатый покров, более или менее выделенный. Цвет кожи — оттенки серого, синего, иногда бежевый и зеленоватый — зависит от племени. Протоссы гуманоидны, обладают широкой грудной клеткой и плечами, узкой талией. Голень короткая, ступня длинная и узкая, строение ног схоже с собачьим. На конце стопы расположены короткие рудиментарные пальцы. Строение рук близко к человеческому, но кисть состоит из четырех хорошо развитых пальцев, причем оба крайних — большие (противопоставленные). Вытянутые головы имеют на макушке костяной щиток, из-под которого вырастает длинный пучок толстых нервных отростков — это своеобразная антенна протосса, позволяющая ему связываться с сородичами телепатически и держать с ними контакт на больших расстояниях. На подбородке некоторых протоссов виден костяной вырост. Возможно, он образуется с возрастом. Глаза светятся одним из следующих цветов — голубым, желтым, сиреневым, красным или оранжевым (последние два оттенка чаще встречаются среди Темных храмовников). Этот цвет может меняться, вероятно, при проявлении сильных эмоций. Протоссы не имеют внешне выраженных ушей, рта и носа, так как не питаются органической пищей. Вместо неё протоссы питаются солнечным или звёздным светом, наподобие растений. Протоссы могут телепатически контактировать с живыми существами, в том числе друг с другом, с людьми и разумными зергами. Средняя продолжительность жизни — несколько сотен лет. Например Артанис (англ. Artanis) (262 года) считается молодым протоссом, а Рашагал (англ. Raszagal) (единственная женщина-протосс, представленная в игре) (приблизительно 1100 лет) — одной из старейших Темных Храмовников.
[править] Общество
До войны с зергами и объединения протоссов, все принявшие Кхалу делились на три касты: судьи, храмовники и кхалаи. Судьи (англ. Judicator), (иногда переводится как «Джудикейторы» или «Арбитры») — управляющая каста, из нее происходят чиновники, а также ученые и исследователи. Старейшие судьи составляли верховный орган власти — Конклав (англ. Conclave). Храмовники (англ. Templar) (также переводят как «темплары», «тамплиеры») — каста воинов, чей долг — защищать расу и родной мир от внешних и внутренних врагов, а также поддерживать спокойствие внутри общества. Кхалаи (англ. Khalai) — рабочие, технологи, инженеры.[1] Тёмные храмовники жили в полной изоляции от всех остальных и считались падшими. Даже общение с ними расценивалось Конклавом как опасная ересь.[2]
Протоссы, не принявшие Халу (тёмные храмовники), построили на своей новой родине своё общество, возглавляемое матриархом. Заместителем матриарха был прелат. Хотя тёмные храмовники ненавидели и презирали Конклав, они остались верны Аиуру.
После войны Конклав был распущен, и главной основой общественного порядка снова стала старая племенная структура. Несмотря на это, касты храмовников и кхалаев существуют до сих пор. Обе части расы — «тёмные» и «светлые» — объединились и вместе готовятся сражаться с зергами.[3]
И «тёмные» и «светлые» протоссы верят в богов. Количество богов и их имена неизвестны.
Племена протоссов
Несмотря на реформы Кхаса, наряду с кастовым было сохранено и более древнее, племенное деление общества. Обычно каждое племя специализируется на определенных задачах. Большинство представителей племени относятся к одной касте. В игре StarCraft представлены восемь племен, из них шесть описаны в её руководстве.[1]
* Шелак (англ. Shelak) — племенной цвет белый. Судьи. Ученые, исследователи, архивариусы. Хранители знаний Ксел-Нага и хайдаринских кристаллов.
* Ара (англ. Ara) — племенной цвет красный. Судьи. Чиновники. Члены Конклава. Племя, первым принявшее Халу и распространявшее ее среди протоссов.
* Акилэ (англ. Akilae) — племенной цвет зеленый. Храмовники. Главная военная сила протоссов. Одно из сильнейших племен.
* Саргас (англ. Sargas) — племенной цвет синий. Храмовники. Атакующая сила и наемные убийцы Конклава. Наиболее агрессивное племя, долго не желавшее принимать Халу. Больше всего Тёмных храмовников уходили именно из саргасов. Предположительно это племя названо в честь звезды Саргас которая в созвездии Скорпиона является "жалом".
* Аурига (англ. Auriga) — племенной цвет оранжевый. Храмовники. В прошлом бывшие прекрасными мореплавателями, они первыми осваивали космическое пространство, и сейчас составляют основу Великого Флота протоссов.
* Фуринакс (англ. Furinax) — племенной цвет сиреневый. Кхалаи. Основа рабочей касты — оружейники, строители, корабелы, изобретатели.
* Велари (англ. Velari) — племенной цвет желтый. Храмовники. Официальное описание отсутствует, но, судя по действиям племени в процессе игры, можно предположить, что велари в основном пилоты истребителей, разведчики.Велари похоже по произношению с Валары из вселенной Толкиена.
* Венатир (англ. Venatir) — племенной цвет бурый. Официальной информации нет. Предположительно судьи.
инфа нагло взята из Bикипедии